О разновозрастных группах. |
В сложившейся в России системе образования принято объединять детей в группы в зависимости от их возраста. Таким образом, первые 15-20 лет человека окружают, в основном, сверстники. Раньше, до введения всеобщей системы образования такого быть не могло – дети росли в семье, в компании младших и старших братьев и сестёр, потом работали, помогая взрослым, посильно участвуя в общей работе. В наше время, лишь окончив институт и поступая на работу, то есть выходя в реальный мир, человек имеет возможность непосредственно общаться с людьми разного опыта и возраста, вступать в социальные взаимоотношения.
Если в разновозрастной группе все время происходит передача знаний, умений от более старших к младшим, то в группе одного возраста дети не могут учиться друг у друга, так как уровень их развития, интересы примерно одинаковы. Рассмотрим подробнее преимущества построения детского общества не горизонтально, а вертикально, когда в группе есть дети разного возраста, как это происходит в группах Монтессори. Попадая в разновозрастную группу, ребёнок видит то, к чему он реально может стремиться, понимает, что если другие дети это делают, то значит, и он сам может этого достичь сейчас, или когда чуть-чуть подрастёт. Дети тянутся за старшими, учатся у них, перенимают правила поведения, способы решения конфликтов, а так же, конечно, хотят повторить то, чем занимаются старшие - например, интересуются более сложным материалом. Мария Монтессори пишет: «Занятия старшего близки возможностям младшего, что усиливает его интерес». Старшие, объясняя что-то младшим, иногда и сами лучше поймут суть излагаемого, а кроме того, потренируются доносить свои мысли, развивая при этом речь, терпение, умение объяснять. В разновозрастной группе ребёнок видит как своё «будущее» - старших, самостоятельных детей , так и «прошлое» - малышей, которые нуждаются в помощи, утешении. Возможно, это учит ребёнка мыслить более глубоко, искать связи в окружающем мире… Так же необходимо отметить, что в разновозрастной группе легче проходит адаптация к детскому саду. Ребёнок не попадает в общество рыдающих детей, каждый из которых хочет домой к маме. Напротив, он видит спокойных детей, занятых делом, и понимает, что все в порядке. Интересно влияние разновозрастной группы на характеры детей. Робкий ребёнок, общаясь с малышами, может развить в себе лидерские качества, его собственный авторитет поднимается у него в глазах, когда он руководит малышами, или помогает что-то сделать. Излишне агрессивный ребёнок может – научиться сдерживать свои порывы, так как вокруг более младшие дети, которым он может нанести больший вред, нежели ровесникам. В разновозрастной группе ребёнок имеет возможность сделать выбор в зависимости от собственных психологических потребностей: занять позицию «маленького», принимающего помощь, опекаемого и наслаждаться заботой окружающих, или же, стремясь к старшим детям, стать «большим», стараться все делать самому, хоть и тяжело. Также можно отметить, что в разновозрастных группах складываются более близкие взаимоотношения между детьми, близкие к семейным. В группе отсутствует конкуренция, зависть, так как дети понимают, что если они чего-то еще не могут, им нужно вырасти, понятно, что более старший ребёнок быстрее бегает, аккуратнее действует или решает сложные задачи. Если разновозрастные группы в детском саду еще имеют место быть, то в школах все равно делят детей по возрасту. А в Монтессори-школе сохраняется принцип разновозрастности, и это огромный плюс. В школе Марии Монтессори принцип разновозрастности понимается еще шире, чем просто группа детей, имеющих разницу в несколько лет. «Классы трёх-шестилетних детей не отделены жестко от тех, где учатся ребятишки семи-девяти лет, и шестилетки сами получают помощь от старших. Перегородки в наших школах устроены так, чтобы переход из одного класса в другой не был затруднён, и школьники могут свободно ходить взад-вперёд. Если трёхлетний малыш попадает в класс для семи-девятилетних детей, то он сам там долго не задерживается, потому что понимает, что ничего полезного для себя там не подчерпнёт» - пишет Монтессори. В ее школе существуют естественные ограничения, но нет жёсткого разделения, и дети имеют возможность общаться между собой. Пространство не изолировано, хотя у каждой группы есть свой класс, по мнению Монтессори это даёт возможность интеллектуального обмена между детьми. «Трёхлетний ребёнок может увидеть, как девятилетний извлекает квадратный корень из числа, и спросить его об этом. Ответ его просто не удовлетворит, и он вернётся в свой класс, где найдёт более интересные для себя занятия. А вот шестилетний может уже кое-что понять и запомнить» - М. Монтессори «Мой метод». Таким образом, разновозрастная группа даёт много возможностей для личностного и интеллектуального роста детей, социализации, обучения. Это требует более тонкой работы педагога, умения наблюдать, вовремя что-то сказать, или наоборот, промолчать, предоставив возможность детям разобраться самим. Так же важно правильно организовать среду, чтобы она удовлетворяла потребностям детей всех имеющихся возрастов.
Автор: Марина Забелина.
|