Принципы Монтессори просты и универсальны и базируются на общечеловеческих принципах развития человека, но мы простые смертные и нам нелегко нести эти принципы в жизнь.
Это очень нелегко!
Потому что очень не просто нести в мир такое парадоксальное образование , как образование Монтессори ! И даже истории против нас. Потому что образование и просвещение всегда в контрах с историей. И вот несколько внутренних, как кажется, противоречий ОБРАЗОВАНИЯ Монтессори :
- Независимость и взаимозависимость
- Сотрудничество и превосходство
- Свобода и ответственность
- Максимальное усилие и после максимальное счастье
- Свобода выбора и достижение результатов
- Желание и деятельность
- Жить сегодняшним моментом и при этом глядеть в Будущее
- Личные достижения и совместная работа
- Развитие и традиция
Удовлетворение наших собственных потребностей и умение учитывать потребности окружающих.
Чего мы стремимся избежать? Дешевой подмены этих принципов на то, что так ценят в нашем обществе сегодня, что ценили на протяжении все истории развития западной цивилизации: чувство гордости и превосходство над другими, амбициозной соревновательности, гордыни, внешнего контроля, поиска наград, похвалы, наказания, как стабилизирующего момента. В свое время д-р Монтессори обнаружила: чтобы вызвать к жизни лучшие стороны человеческой натуры, надо работать от обратного тому, что укоренилось в нашем обществе как методы воспитания. И теперь во всех наших сообществах Монтессори, во всем мире, шаг за шагом, день за днем, мы боремся за то, чтобы не допустить в наши школы, наши семьи эти методы.
Иногда мы устаем, отчаиваемся, иногда мы получаем не те результаты, на которые рассчитывали, и тогда, не заметно для себя, возвращаемся к общепринятой практике, так давно существующей в мире и опробованной прошлым и настоящим цивилизацией, да и на нашем собственном воспитанием. Но не выбрасываем ли мы тогда с водой и ребенка? Мы спохватываемся и мчимся возвращать ребенка в ванну, но все заканчивается тем, что вместе с ребенком мы возвращаем в ванну и грязную воду.
Лишь живя как сообщество, мы в состоянии поддерживать друг друга. Только будучи вместе, мы можем ясно видеть, какой колоссальный ущерб наносят контроль, гордыня, награды и наказания. Только в сообществе мы сможем упорно двигаться вперед, беря друг у друга лучшее. Только сообщество может помочь нам избежать искажений.
Выходя в мир, но не будучи его порождением, выпускники Монтессори довольно просто находят в нем свое место. Они отличаются от большинства людей: отличаются своими побуждениями, , а побуждения же отличаются потому, что наши дети имеют отличный от других опыт взросления. Детьми Монтессори движет не желание награды или похвалы, они получают удовлетворение от самой деятельности. Они прилагают максимум усилий в своей работе, потому что чувствуют себя способными ее выполнить, а не потому, что хотят оказаться лучше других. Дети Монтессори получают удовольствие от того, что они могут сделать, а не от той выгоды, которую могут получить в результате своей деятельности. Они больше сотрудничают, чем конкурируют. Они соревнуются сами с собой, а не с теми, кто их окружает. И все это наши выпускники могут себе позволить, не смотря на то, что вступают в обычный мир с обычными, исторически сложившимися принципами, и все равно наши дети достигают успеха в этой среде и живут радостной и полной жизнью, беря извне самое лучшее и оставляя мусор, делясь с окружающими тем, что ценно для них, но не разменивая себя по мелочам. Они в состоянии отличить вечные ценности от временных и наносных, меря их своей ценностной шкалой - шкалой Монтессори.
Но нам, взрослым, нелегко. Мы, их родители и педагоги, подчас не можем избавиться от нашего жизненного опыта, и часто возвращаемся к тем ценностям, что были навязаны нам нашим детство и образованием, к ценностям, которые все продолжают существовать за порогом нашего Монтессори-мира. Мы порываемся похвалить наших детей, мы пытаемся награждать их, сравнивать, называть лучшими, сообщаем им, как мы ими гордимся, тем самым отнимая у них самое драгоценное – САМОСОЗНАНИЕ, осознание собственной безотносительной ценности каждого из них. Нам нелегко справляться с этим..Мы вынуждены подвергать самоанализу каждый наш шаг, и это пугает нас. Но, как говорил Сократ, неисследованной жизнью жить не стоит...
Иногда мы устаем, иногда мы отклоняемся от курса, иногда мы соблазняемся комфортом старых привычек, и тогда мы забываем, что мы все и наши дети принадлежат всему сообществу Монтессори. Наше дело не принадлежит только нам, и если мы будем изо всех сил делать наше дело, стараться сделать его как можно лучше, то это скажется на всем сообществе Монтессори. Мировое образование Монтессори начинается с каждого из нас, в нашем собственном сердце, в пределах нашей собственной семьи, школы, центра. Это начинается здесь и распространяется повсюду, по всем городам и странам, по всему миру, там, где среди животных и растений живем мы - люди, вид Homo sapiens.
Но наша главная задача – не охватить весь мир. Наша главная борьба – это борьба с самим собой за Монтессори-среду в наших школах и наших домах.. Мы должны научиться принимать и воспринимать всех и каждого, восхищаться каждым человеком и ценить его и его особенности. Мы должны прилагать все усилия друг для друга, потому что каждый из нас обладает врожденной ценностью и достоин усилий. Мы помогаем друг другу, празднуем успехи друг друга, сострадаем друг другу, восхищаемся друг другом, чувствуем подробность друг в друге: и это вместо того, чтоб награждать друг друга оскорбляющее-снисходительной похвалой, выхваляться друг перед другом, ранжировать друг друга.
Мы радуемся друг за друга вполне естественным образом, потому что каждый из нас так же уникален, как и другой, но ни в коем случае не лучше, не хуже другого. Мы признаем, что наши убеждения и суждения – не абсолют, и мы позволяем выбирать нашим детям свой путь, вполне доверяя их умению выбирать действительно нужное, важное, достойное.
Мы –парадоксальное сообщество, и в этом наш вызов, наш вклад, наше счастье!
Донна Браянт Гоерц
|