Развитие мелкой моторики у малышей |
Когда я узнала об образовательной системе Марии Монтессори и изучила ее научный метод, я поняла, что более гениальной системы я не знаю. Тогда я сформировала развивающую среду, в которой много дидактического материала, и весь он строго систематизирован, продуман и доступен ребенку. В классе Монтессори ребенок даже в годик сам выбирает, чем ему заняться. Достаточно быстро он начинает ориентироваться в огромном количестве материалов, так как каждый материал имеет свое постоянное место в своей зоне. В зоне навыков в практической жизни ребенок учится навыкам самообслуживания: переливает водичку разными способами, вытирает стол, орудует шваброй, осваивает всевозможные застежки, учится резать бумагу....... перечисление всех навыков, которые приобретает малыш, займет много места. В зоне сенсорного развития через работу с материалом малыш изучает свойства предметов окружающего мира: цвет, форму, размер, развивает свои ручки и пальчики. Есть зона математических материалов, есть зона развития речи, чтения и письма ,и зона космического воспитания- изучение окружающего мира, начиная с себя. Работая( работая, а не играя) в среде Монтессори, ребенок учится сам выбирать занятие, то есть учится понимать себя, свои желания. Выбрав материал, ребенок сам несет его на столик, с удовольствием занимается, а потом обязательно относит его на место. При этом у ребенка развивается координация движения, внимание, память. Он учится все вещи вокруг себя содержать в порядке. Огромное удовольствие наблюдать, как крохи сосредоточенно, увлеченно занимаются. Родители отмечают, что дети и дома начинают придерживаться правил, выученных в классе Монтессори.
Вот несколько доступных материалов, которые очень нравятся малышам, они сидят с ними подолгу, давая маме немного отдыха. Изготовить их можно самим. Детям очень нравятся "шумелки", их можно сделать подобными шумовым цилиндрам Монтессори. Цель этого материала – развитие и утончение слуха. Нужно собрать 12 бутылочек из-под имунеле или подобных, главное, чтобы они были одинаковыми и с крышечками. Наполнить каждые две бутылочки одинаково: 2 бутылочки манной крупой, 2- пшеном, 2-рисом, 2-горохом, 2- фасолью и 2- каштанами. Послушайте, чтобы парные баночки звучали одинаково. Крышки обклейте цветным скотчем: одну баночку из пары - красным, другую - синим. На дне каждой баночки из пары поставьте одинаковые метки. Можно приклеить кружочки шести цветов. Это метки для самоконтроля. Ребенок сначала слушает одну баночку, затем подбирает парочку к ней, пока не подберет все парочки. Правильность подбора проверяет по меткам. Еще можно сделать звуковую корзиночку, положив в нее «звучалки» с разным звуком, например: погремушку, колокольчик, деревянную колотушку, кастаньеты, музыкальный треугольник. Каждый предмет должен иметь звук, отличный от остальных. Ребята любят этот материал, с удовольствием учатся различать звуки, Потом можно поиграть в игру "Угадай звук". Конец формы Музыкальную корзиночку можно пополнять постепенно. Для малыша полезнее начинать знакомство со звучалками с небольшого количества предметов. А потом можно будет их использовать в семейном "оркестре". Дети очень любят, когда вся семья в сборе, выбирается музыкальное произведение, распределяются "партии", репетируют, а потом исполняют и получают удовольствие.
Хочется еще описать "волшебный мешочек". В небольшой красивый мешочек кладутся маленькие предметы разной формы: грибок, шарик, кубик, морковку, блюдечко, ложечку...... Затем ребенок ощупывает предмет, угадывает его, затем называет и только потом вытаскивает из мешочка и смотрит, правильно ли он назвал.
Продолжение следует… |
Комментарии