Отзыв с международного семинара |
22-25 июня 2010 года в Московской области прошёл Международный семинар-совещание «Право на образование для всех: международный опыт и практика московской школы» на базе ГОУ Центра дополнительного профессионального образования Департамента образования города Москвы «Поведники».
Нам с Дурмановой Анной Борисовной, директором Русской монтессори-школы, выпала огромная честь быть приглашёнными для участия в работе научной секции № 3 «Этнокультурное образование для всех: методологические подходы и практика». Цель работы секции № 3 «Этнокультурное образование для всех: методологические подходы и практика»: выявление места этнокультурного образования в системе общего и дополнительного образования, определение возможных путей сотрудничества ученых, работников культуры и искусств, педагогов по данной проблеме, подготовки студентов и повышения квалификации педагогов. Мы с А. Б. Дурмановой довольно рационально распределили стратегию своего выступления. А. Б. Дурманова поделилась с аудиторией учёных своими впечатлениями о результатах психолого-педагогического мини-эксперимента с триадой субъектов (педагог, родитель и школьник) личностно-образовательного процесса Русской монтессори-школы на фрагментах материалов этнодидактического пособия по математике «Семейно-занимательная математика для северян». А. Б. Дурмановой были отмечены те факты, что пособие помогает детям любого возраста легко понять, что такое обыкновенные дроби, в книге великолепные рисунки и интересные сведения о быте северных народов. Поэтому дети не только изучают простые дроби, но и знакомятся с культурой, традициями и образом жизни людей другой этнокультуры. А. Б. Дурманова считает: «Эта книга для всех возрастов. Каждый человек найдет в ней что-то интересное для себя: преподаватель - методику, родитель - тему для занятий с ребенком, любознательный - массу интересных сведений, а дети - радость и удовольствие от общения с умной книгой, помогающей легко освоить трудную тему». Следует заметить, что дети уже были знакомы с понятием «обыкновенные дроби», благодаря работе с сенсорным материалом «Дроби» Марии Монтессори. И, тем не менее, с пособием знакомились с огромным интересом и активно участвовали, не только в обсуждении, но и очень быстро, грамотно расшифровывали «Опорные сигналы», отвечали на вопросы «Листа самоконтроля», составляли текстовые задачи и придумывали деформированные упражнения, решая практическую часть этнопособия «Самопроверка». Дети действительно самообучались и самоорганизовывались. Каждый нашел в пособии много интересного для себя. Как ни странно, среди зарубежных участников многие имели поверхностные знания о системе М. Монтессори, поскольку после совместного нашего выступления аудитория оживлённо вела беседу на тему, как о содержании и структуре этнодидактического пособия по математике, так и о системе М. Монтессори. Резюмируя вышеизложенное, хочется сказать о том, что не случайно, а закономерно учёные проявили неподдельный живой интерес к содержанию этнодидактического пособия и к системе М. Монтессори. Потому что и этнопособие и личностно-образовательная система М. Монтессори являются психологическим механизмом запуска методологии культурно-исторической теории развития высших психических функций (произвольного внимания, логической памяти, речи, теоретического мышления и др.) Л. С. Выготского. И это здорово и правильно, что в Москве, столице многоэтничной Российской Федерации уже функционируют монтессори-школы, прекрасным образцом которых является Русская монтессори-школа под руководством А. Б. Дурмановой. Я радуюсь вместе с родителями учащихся этой школы, потому что в большинстве традиционных школ не обучают школьников навыкам самообразования, а в этой школе я обнаружила идеальную целостность триады субъектов личностно-образовательного процесса, которая является базой непрерывного школьного образования. Таким образом, каждый родитель, ученик и педагог имеет в этой развивающей среде свою образовательную траекторию, каждый из них был самообучающейся личностью – показатель качества образования вообще. З. Н. Ичин-Норбу, Финалистка Международного конкурса Фонда Форда, аспирантка института психологии им. Л. С. Выготского, РГГУ г. Москвы |
Комментарии