Есть у нас мальчик, назовём его Паша К. В прошлом году он ходил в наш класс на подготовку к школе. И в целом, отлично вписывался в рабочую атмосферу: усидчив, мотивирован и главное, с незаурядными математическими способностями. В области точных наук учился наравне с первым классом, …куда там наравне с нашими девочками-первоклассницами, был лучшим из них! К концу года встал вопрос, оформлять его сразу во второй класс или записать в первый. Анализ психологических тестов на уровень сформированности школьных навыков, а так же на сформированность навыков письма, утвердили нас в том, что Пашу надо брать в первый класс.
А теперь представьте, что происходит с таким одарённым мальчиком в системе нашего государственного образования.
Допустим, его берут в первый класс, согласно возрасту и тестам. Программа по математике даже самая продвинутая (мы работаем по одной из самых сложных в Москве, так что я знаю, о чём пишу), ему уже не интересна. Дополнительный материал для такого ученика тоже не особенно изменит ситуацию - ему надо двигаться дальше. Кроме математики, ему очевидно "малы" программы по окружающему миру и чтению. Но и по чистописанию ему, прекрасно читающему мальчику, не подошли бы прописи, где надо просто прописывать крючок за крючком - решать ребусы, записывать осмысленные слова, вот чего требует уровень его развития и темперамент. Что мы будем наблюдать к концу первого класса? Сильно ослабленную мотивацию: для поддержания естественного интереса нет материала для такого ученика в программе первого класса. Таким образом, мотивация переидёт из внутренней области естественного познания, во внешнюю, искусственную - с помощью оценки. Завышенную самооценку -"я всё могу, мне учёба даётся без труда" и сопутствующую ей психологическую нестабильность и зависимость.
Можно было бы взять такого ребёнка во второй класс. Но в таком случае он поставлен в позицию вечно догоняющего ученика. Действительно, Павел успешен в точных науках, но что делать с диктантами, со скоростью письма вообще? Весь класс старше его, если это ребёнок с сильными личностными амбициями, то ему будет травматично работать в таком коллективе. Он не сможет почувствовать свою успешность, а любое достижение будет с оговорками.
Что было бы идеальным для такого ученика? Вы скажите - этому ребёнку надо учиться по математике во втором классе, по русскому в первом и остальные предметы распределить по способностям. К сожалению, обычная школа не предоставляет такой возможности.
Паше повезло - он учится в разновозрастной группе в монтессори школе. Здесь он имеет возможность видеть как работают старшие дети, учиться вместе с ними, на их уровне - таким образом, сохраняется живая, природная мотивация. Одновременно с этим, мальчик учится со своими сверстниками в одном коллективе, достигается благополучный психологический климат.
Таким образом, разновозрастная группа - это способ организовать учебный процесс максимально эффективно, используя естественную мотивацию и сохраняя психологический комфорт. При этом, индивидуальный подход осуществляется персонифецированно, то есть, диапазон обучающего материала позволяет и "уходить вперёд" и отрабатывать, уточнять, систематизировать уже имеющиеся знания в том темпе, которое позволяет развитие.
Фёдорова Анна.
Монтессори-педагог (6-12) "Школа для малышей"
|