Как часто мы наблюдаем ситуации, в которых взрослый стремится всё сделать за ребёнка, срочно оказать помощь, в то время как ребёнку было бы гораздо полезней сделать это самому и получить новый навык. "Помоги мне сделать это самому" - девиз педагогики Марии Монтессори. Рассмотрим, почему же предочтительнее давать детям свободу действий?
Ребёнок лезет на высокую лестницу, мама держит его жёстко, едва он залез наверх - решительно снимает и ставит на пол. Если это происходит не в первый раз, ребёнок привыкает рассчитывать на поддержку взрослого и сам уже и не стремится держаться. А зачем? Мама же держит. В то время как дети других мам отлично залезают и слезают сами."Какой у вас ловкий ребёнок" - часто слышала я. Думаю, что дело не в том, что мои дети как-то особо физически одарены. Просто я не делала за детей их работу, позволяя совершенствовать их собственные навыки, страхуя в опасных ситуациях (иногда незаметно для ребёнка), показывая способ действия, где это необходимо. Именно поэтому я могла не ходить тенью за малышами, а смотреть за ними на расстоянии, под восхищенные или неодобрительные комментарии других обитателей площадки.
Очень важно еще и то, что дети, которым предоставляют свободу физических упражнений более адекватно оценивают опасность. Они не полезут на слишком высокую лестницу, не зайдут слишком глубоко в воду, не спрыгнут с опасной для них высоты или не поедут со слишком крутой горы - так как они знают о собственных возможностях, они знают их границы, в то время как гиперопекаемые дети не понимают, где таится опасность. Или они начинают видеть её во всем (раз мама защищает,значит опасно - не буду), либо перестают замечать её вообще, так как привыкают к тому,что взрослый, если надо, поймает, поддержит, подстрахует.
Еще одним примером может послужить ситуация,описываемая в книге Б. и Л. Никитиных "Мы и наши дети". Маленький мальчик только начинал ходить. Родители давали ему свободу передвижения. Периодически ребёнок падал на пол - складывался, как ножичек, пополам и плюхался на попу. И однажды ребенка на целый день оставили у бабушки. И когда он вернулся домой, попытался пойти, вдруг упал назад и ударился затылком об пол. Как оказалось, бабушка весь день поддерживала его за затылок, опасаясь падения. Рёбенок отвык правильно падать, у него сформировался более экономичный способ действия, но он не работал, когда бабушки не было рядом!
Самый банальный пример из жизни - одевание и раздевание. Изначально детям в определённом возрасте (в районе 2 лет, но это индивидуально) очень интересно самим одеться или раздеться. Но, как известно, времени на то, чтобы ребёнок оделся сам у родителей нет, и мамы с папами быстренько сами одевают малыша и раздевают. Постепенно у ребёнка отпадает желание делать это самостоятельно, и он лишь благосклонно протягивает руки и ноги, как король. Или протестует против одевания вообще. И когда родителям начинает казаться, что пора бы уже ребёнку самому одеваться-раздеваться, оказывается, что ребёнок не собирается этого делать, так как привык, что его обслуживают. Момент, когда это желание шло изнутри - упущен. И теперь потребуется немало усилий или времени, чтобы ребенок сам начал ловко одеваться. То же самое относится к еде и многим другим навыкам, таким как ходьба по лестнице, езда на велосипеде, мытьё посуды и многим многим другим.
К сожалению, это правило работает и для ситуаций, опасных для ребёнка. Если не знакомить малыша с опасностью, а полностью убрать все источники потенциального риска - как раз можно получить очень неприятный результат, однажды забыв убрать коробку с шитьём, или оставив без присмотра работающий утюг. У нас дома не прячут иголки, ножи и ножницы, так как для детей эти предметы знакомы, и они умеют ими пользоваться по назначению и имеют представление об опасности, которую несут эти предметы.
В Монтессори-группах принят подход, при котором ребёнок свободен не только в выборе деятельности, но и в процессе этой деятельности, хорошо, если этот подход сохраняется родителями не только в группе, но и вне её. Рёбенку даётся полная самостоятельность действий, педагог ни словом ни взглядом стремится не нарушить сосредоточение ребёнка. Концентрация - слишком ценное состояние, чтобы нарушать его. Вот что пишет Мария Монтессори: "Интерес ребёнка концентрируется не только на самой операциональной части работы, а чаще всего на преодолении трудностей, связанных с ней. "Если учитель так хочет сделать это вместо меня, пусть делает. Мне это больше не интересно", - таково отношение ребёнка...Похвалы, помощи или даже взгляда бывет достаточно для того,чтобы прервать ребёнка или нарушить его деятельность. Может показаться странным, но такое случается даже тогда, когда ребёнок начинает сознавать, что за ним наблюдают. Кроме того, иногда даже мы чувствуем себя неспособными продолжать работу, если кто-то приходит посмотреть, что мы делаем". Взрослый показывает способ действия, может прийти на помощь или похвалить, если ребёнок в этом нуждается, но никогда не станет делать работу за ребёнка. Таким образом дети имеют возможность учиться, совершенствовать свои движения рук и мысли, привыкают не перекладывать часть работы на другого, доводить начатое до конца.
Этот же принцип сохраняется и в школе - только деятельность у ребёнка теперь более сложная, требующая именно умственных усилий. Если ребёнок с малых лет привык трудиться физически, работать самостоятельно, школьные занятия не вызовут затруднений. Более того, в школе, в том числе, самостоятельной работой поддерживается познавательный интерес. "Помоги мне сделать это самому" - самому вывести правило, самому проделать опыт и сделать вывод, самому найти свои ошибки. Только так мы можем привести ребёнка к пониманию ответственности, к умению рассчитывать на свои силы, решать нестандартные проблемы и в конце концов умению изобретать что-то новое. А именно такие качества требуются взрослому человеку в его профессиональной жизни.
"Помоги мне сделать это самому" - хорошо бы, чтобы девиз Марии Монтессори звучал всё громче и убедительней. Чтобы родители и педагоги следовали за ребёнком, помогая его духу и телу совершенствоваться, верили в его силы и создавали все условия, чтобы эти силы преумножались.
Забелина Марина
|