«Все другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познает, - он чувствует радость и обретает человеческую гордость».
В.А. Сухомлинский
Мой сын очень хотел учиться. На занятиях по подготовке к школе, которые мы посетили несколько раз, мне сказали, что у него горят глаза, он очень хочет учиться, его приятно учить. Я радовалась, что скоро он пойдёт в школу и сможет удовлетворить свои познавательные интересы, узнает много нового. Но все оказалось совсем не так. Уже через месяц ребёнок твёрдо знал, что в школу ходить не хочет. На уроках изучают то, что он знает и так, решают однотипные задачи. Да еще сразу начались проблемы с письмом - мой сын левша, имеет некоторые логопедические проблемы. С одной стороны слишком простые задания, с другой - сложные и требующие усилий. И главное, если быть честным, не очень понятно, зачем этим всем заниматься, когда есть более интересные дела. Слова моего мужа, что школа нужна для того, чтобы быть умным и добиться чего-то в жизни, хоть и были приняты, но все равно не давали мотивации к каким-то конкретным усилиям. Ребенок знал, что в школу ходить надо, но я видела, с каким трудом ему даются домашние задания, сами по себе легкие, но требующие времени и внимания.
Тогда я стала задумываться о том, на чем же должен базироваться интерес к процессу школьного познания. Скорее всего, интерес будет создаваться и поддерживаться, если за ребёнком сохраняется активная позиция, если он чувствует себя соавтором, не просто пассивным получателем громадного багажа знаний, а первооткрывателем. Должен быть какой-то внутренний смысл, тогда учиться будет легче и интересней. Мария Монтессори в книге "Самовоспитание и самообучение в начальной школе" пишет: "Экспериментальные исследования проблемы усталости показывают, что осмысленная работа утомляет меньше, чем то же самое количество бесцельной работы". К сожалению, в обычной школе очень много "бесцельной" работы. Радует опыт некоторых школ, в которых вводится метод проектов, но, к сожалению, часто основная работа по проекту ведется родителями, а дети остаются на своей пассивной роли. Где-то учителя пытаются искать индивидуальный подход, но как удовлетворить познавательные интересы и учесть темп каждого, когда в классе 30 человек? Как пишет Мария Монтессори: "Но это безвыходный тупик! Как можно управиться с таким количеством детей?" Индивидуальность обучения в Монтессори-школе заключается в создаваемой среде, где материал выбирает не учитель, а ребёнок. Таким образом, есть возможность выйти из познавательно-мотивационного тупика и подстегнуть активность ребенка.
Принципиальным отличием Монтессори-школы является сохранение природной познавательной активности у детей. Не вечное следование, пусть даже за талантливейшим из педагогов, а удовлетворение собственной потребности к получению новых знаний или умений. Мария Монтессори пишет: "Интерес у ребенка может вырасти лишь на основе свободного выбора". Таким образом, в Русской Монтессори-школе сохраняется традиционный для Монтессори-групп подход, при котором ребенок может сам выбрать вид деятельности. В школе нет учебников, дети учатся по индивидуальным программам, так как ни один учебник не может учесть область интересов ребёнка. Так например, Тимоша на уроках чтения выбрал книгу Люси и Стивена Хокинга «Джорж и тайны вселенной». Мало того, что первоклассник прочитал и пересказал большой объём текста, попутно он получил знания о космосе. В книге содержится научная информация в виде таблиц, схем, фотографий, которые Тимоша вместе с учителем изучил и нарисовал к ним свои картинки. А остальные ученики, когда мальчик пересказывал – прислушивались к его словам, и уже весь класс был захвачен тайнами мироздания и приключениями мальчика Джорджа. То есть ребёнок выступал в роли учителя.
В Монтессори-классе стоит модель, показывающая вращение Земли вокруг Солнца. Настя и Тимоша заинтересовались ею, изучили ее, завязалось длинное обсуждение законов вселенной: почему бывает день и ночь, зима и лето...И тут, учитель, следуя за детьми рассказал много нового и интересного детям, предложил рассмотреть научные энциклопедии и другие материалы на тему космоса. Если бы просто, в какой-то день самому учителю пришла в голову мысль или по программе пора было бы изучить эту тему – урок бы прошел куда как менее успешно, так как не был бы ответом на движение души ребенка.
Приведем еще пример: Насте, ученице второго класса, очень нравится работать с материалом, в котором надо расшифровать слово. Чтобы его расшифровать – надо решить много примеров, используя таблицу умножения. Сами по себе эти примеры необходимы, но решать их без цели скучно. Когда активность идёт от ребенка – происходит невероятное, однотипные сложные действия выполняются многократно, при этом нет никакого принуждения или угрозы плохой оценки.
Как то раз кому-то из детей пришло в голову набрать на прогулке дождевую воду. В Монтессори-школе химия вводится с первого класса, дети уже изучали процесс фильтрации. И теперь решили использовать эти знания, изготовили систему для фильтрования из воронки и фильтровальной бумаги, пропустили воду через этот фильтр несколько раз, вода стала чище, но не очистилась до конца. Когда наступило время урока, учитель химии обсудил с детьми проделанную работу, поддержал интерес, дав советы по устройству фильтра, ответил на вопросы, почему же вода так и не стала совсем чистой и прозрачной. А Егор принёс на следующий урок фильтр из набора для опытов, где показана постепенная фильтрация с помощью камушков, песка, бумаги и ваты. Так из интереса ребёнка появилась тема для урока.
Моему ребёнку нравится ходить в Монтессори-школу. Он не чувствует себя здесь закованным в жесткие рамки учебного процесса. Ему нравится быть соавтором своих уроков. Кроме того, ему интересен сам материал Марии Монтессори, созданный для детей этого возраста. Рискну утверждать, что он не оставит равнодушным ни одного ребенка, да и взрослого.
Егор с большим удовольствием решает сложные примеры с многозначными числами с помощью «Золотого банка» и «Большого деления», решает примеры с простыми дробями. И никто в этой школе не скажет: «Тебе это не положено по программе, подрасти сначала.
Все мы знаем, как трудно ребёнку, особенно левше, изучить написание букв и их соединений. У Тимоши, ученика первого класса, этот процесс прошел более легко. Тимофей с большим удовольствием сочиняет сказки и фантастические истории. Он захотел записать свою сказку, а написания всех букв еще не знал. По мере необходимости при написании сказки он изучил все соединения и делал это с удовольствием.
В каком случае знания задержатся в голове дольше - преподнесенные в готовом (хоть стройном и красивом виде на чудесной лекции), или добытые самостоятельно, методом проб и ошибок, подстёгнутые голодом познания? Ответ очевиден. Когда в любом действии есть какой-то личностный смысл – гораздо больше желания им заниматься. Задача педагога - предоставить ребёнку возможность выбора, создать среду, в которой было бы собрано множество предметов, позволяющих познать многообразие окружающего мира во всех его законах и правилах – больших и маленьких. Стройность науки, закономерности, связи – могут привлечь ребенка, как чудесная гармоничная музыка, если эту музыку не заставляют слушать насильно, а деликатно показывают звучание каждого инструмента, тогда и ребенок тянется: «Я тоже хочу».
|